Сегодня «Змей Горыныч» поведает вам об устройстве нефтебазы на примере склада горюче-смазочных материалов, расположенного в рязанской глубинке - в поселке Берестянки, Сасовского района Рязанской области.
Общая характеристика предприятия
Нефтебаза в Берестянках – уникальное в своем роде предприятие по хранению и дальнейшей реализации нефтепродуктов. Рассчитано оно на следующие виды и объемы:
- 1320 кубических метров – именно столько топлива в состоянии вместить наша «скромная» сельская нефтебаза; основная площадь которой составляет - 19 506 кв.м.;
- два больших цилиндрических резервуара (объемом 80 кубометров каждый) и один 60-тикубовый рассчитаны на хранение горючих жидкостей (дизельного топлива);
- двадцать две наземных цилиндрических горизонтальных емкости, которые в состоянии вместить по 50 кубометров каждая, предназначаются для хранения: дизельного топлива (3 штуки); АИ-92-к5 (9 штук); АИ-95(2 штуки и даже(! настоящего авиационного бензина (8 штук);
- Предусмотрены и форс-мажорные обстоятельства. Так, для аварийного слива железнодорожных цистерн приспособлена подземная цилиндрическая горизонтальная емкость, которая запросто вместит 75 кубометров топлива. Расположена она на площадке сливо-наливной эстакады.
Эту эстакаду - так называемый железнодорожный тупик необщего пользования - для слива топлива - достроили в 2014 году.
Участки слива/налива и их пропускная способность
На нефтебазе в Берестянках предусмотрено несколько участков слива/налива нефтепродуктов:
- Участок слива/налива железнодорожных цистерн:
- Четыре устройства нижнего слива («УСН-150») соединяются с бензиновым коллектором, от которого специальным насосом «К-125-80-200Е» с мощностью подачи 150м³/ч/ 41,6 л/с топливо подается по технологическому трубопроводу («ДУ100») в резервуарный парк нефтебазы;
- два «УСН-150» также соединяется технологическим трубопроводом с насосом («КМ-100-80-170» с мощностью подачи – 100м³/ч), работающим исключительно с авиационным бензином. Этот вид топлива подается по отдельному технологическому трубопроводу («ДУ100») в резервуарный парк, далее – в железнодорожную цистерну через измерительный комплекс «АСН-14ЖД»;
- Еще два «УСН-150» соединены технологическим трубопроводом с насосом («КМ-100-80-170» с мощностью подачи 100м³/ч), который работает только с дизельным топливом, подавая его по технологическому трубопроводу («ДУ100») в резервуарный парк.
- Участок слива/налива автоцистерн.
- Все вышеперечисленные нефтепродукты можно принять не только с железнодорожных, но и с автоцистерн при помощи специального насоса, предназначенного для внутренней перекачки («КМС-100-80-180Е с мощностью подачи 65 м³/ч). Далее нефтепродукт поступает в резервуарный парк по технологическому трубопроводу («ДУ100»).
- Здесь же предусмотрена возможность слива/налива автоцистерн авиационным топливом. Осуществляется процесс по отдельным трубопроводам, через счетчики выдачи нефтепродуктов («ТС» и «Б 91-115» соответственно) – насосами («КМ-100-80-170» с мощностью подачи 100м³/ч).
- Участок налива автоцистерн (бензовозов).
Представляет собой три устройства верхнего налива нефтепродукта в автоцистерны «АСН-5М Дельта». Устройства оснащены:
- системой задержки;
- предельного налива с электронным табло;
- механизмом заземления автоцистерн.
Каждое устройство предназначено для выдачи конкретного вида топлива:
- 01 – высокооктановые бензины «Аи-92» и «Аи-95» (переключение производится непосредственно перед насосом – при помощи шарового вентиля «Ду100»);
- 02 – бензин марки «Аи-92»;
- 03 – дизельного топлива.
Устройства «АСН-5М Дельта» оснащены насосами «КМ-100-80-170» с мощностью подачи 100м³/ч.
Технология и технологический процесс
Основные операции с нефтепродуктами
Основные операции, которые проводятся с нефтепродуктами на территории предприятия:
- хранение нефтепродуктов;
- слив нефтепродуктов с железнодорожных цистерн центробежными насосами «К-125-80-200Е» с мощностью подачи 150м³/ч/41,6л/с, «К-200-150-250Е» с мощностью подачи 300м³/ч /83,3л/с в резервуары и емкости;
- переключение потоков нефтепродукта по технологическим трубопроводам осуществляется при помощи запорной арматуры «ЗКЛ ДУ100», «РУ16»;
- налив нефтепродукта в железнодорожные цистерны центробежными насосами «КМ-100-80-170» с мощностью подачи – 100м³/ч через устройство верхнего налива цистерн (закрытого типа) «АСН-14ЖД»; с использованием системы рекуперации паров нефтепродуктов;
- слив автоцистерн посредством насоса, предназначенного для внутренней перекачки «КМС-100-80-180Е» с мощностью подачи 65 м³/ч. При этом нефтепродукт подается в резервуарный парк по технологическому трубопроводу «ДУ100»;
- выдача нефтепродукта в автоцистерны из резервуаров и емкостей с помощью устройств верхнего налива нефтепродукта в автоцистерны «АСН-5М Дельта» (закрытого типа), оснащенных системой задержки, предельного налива с электронным табло и заземления автоцистерн.
Электроснабжение, автоматизация, связь
Электроснабжение предприятия осуществляется от железнодорожной ветки электроснабжения (ОАО «РЖД») мощностью 10000 кВт, через «КТП-630». Далее кабель поступает в электрощитовую, где находится перекидной рубильник на резервную «КТП-160», а также распределительный щит. Существует дополнительный резервный источник питания через «КТП-100» («ОАО Рязаньэнерго»).
Автоматизация
Системы налива нефтепродуктов в железнодорожные вагоны-цистерны и автоцистерны (бензовозы) автоматизированы: совместимы с программным обеспечением ПК и пультом управления «Весна ТЭЦ».
Автоматизированная система замера и контроля взлива нефтепродуктов в емкостях и резервуарах «СТРУНА» позволяет следить за уровнем подтоварной воды, нефтепродукта и – частично – за внутренними перекачками.
Заземление и защита от прямого попадания молнии
На территории предприятия находится несколько участков, имеющих собственные контуры заземления и защиты от попадания молний:
- участок слива/наливной эстакады, куда входит железнодорожное полотно, эстакада, трубопроводы, аварийная емкость, насосная и электрощитовая;
- участок парка емкостей (22шт по 50м³, 2 шт по 80 м³, 1 шт по 60 м³) с переходными площадками и трубопроводами;
- участок налива нефтепродуктов в автоцистерны (три колонки) с навесом и трубопроводами.
Флагштоки также снабжены собственным контуром заземления.
Надеемся, «Змей Горыныч» полностью удовлетворил ваше любопытство в отношении устройства своей нефтебазы в Сасовском районе. Остались вопросы? С удовольствием на них ответим.
Подробнее об устройстве нефтебазы в Рязани читайте в одном из наших следующих материалов.
Характеристика состояния технологического оборудования предприятия
По результатам экспертизы, проведенной АНО «Промбезопасность», резервуары и технологические трубопроводы нефтебазы в Берестянках были признаны годными к дальнейшей эксплуатации.
№
|
Наименование оборудования |
Кол-во единиц |
Назначение (характерный продукт) |
Краткая техническая характеристика |
Место установки (участок) |
1 |
Устройство нижнего слива ЖД цистерн УСН-150 |
8 |
4 шт. -автобензин 4 шт. -дизтопливо 2 шт.- авиабензин |
«Ду150» |
Слив. эстакада |
2 |
Комплекс измерительный «АСН-14ЖД 1/1» |
2 |
2 шт.-авиабензин |
Переменный ток, 220 и 380В, Ду100 |
Наливная эстакада |
3 |
«АСН-5М Дельта» |
3 |
2 шт.-автобензин 1 шт.-дизтопливо |
Переменный ток, 220 и 380В, Ду100 |
Автоналив |
4 |
насос «К-125-80-200Е» |
1 |
автобензин |
подача-150м³/ч(41,6л/с), 37кВт |
Насосная |
5 |
насос «К-200-150-250Е» |
1 |
дизтопливо |
подача-300м³/ч(83,3л/с), 55кВт |
Насосная |
6 |
насос «КМ-100-80-170» |
5 |
2 шт.-авиабензин, 2 шт. - автобензин, 1 шт.-дизтопливо
|
подача – 100м³/ч, 11кВт |
Насосная, автоналив (в комплекте «АСН-5») |
7 |
Насос «КМС-100-80-180Е» |
1 |
автобензин |
подача 65 м³/ч, 15кВт |
Насосная |
8 |
Насос «СЦЛ-20-24» |
1 |
авиабензин |
750-500л/мин, 22кВт |
Насосная |
9 |
Горизонтальный цилиндрический стальной резервуар |
22 |
13 шт. авиабензин, 2 шт. - Аи- 95, 4 шт. - Аи-92, 3 шт. – Дт, |
V= 50м³ |
Парк емкостей |
10 |
Горизонтальный цилиндрический стальной резервуар |
3 |
3 шт. – Дт. |
V= 80м³ -2 шт. V= 60 м³ -1 шт. |
Парк емкостей |