Преимущества и минусы использования газа в качестве топлива
Рост автомобильного парка в России набирает обороты, вместе с ним возрастает и потребление жидкого топлива. Это влечет за собой истощение удобно расположенных нефтяных месторождений, приходится постоянно искать и осваивать новые, удаленные и труднодоступные. Что приводит к удорожанию сырья – сырой нефти и получаемых из нее нефтепродуктов.
Природный газ – отличная альтернатива жидкому моторному топливу.
Преимущества его использования очевидны:
- для его применения не требуется химической переработки;
- натуральный природный газ в качестве моторного топлива превосходит нефтяное, обеспечивая высокие технико-экономические показатели в двигателе внутреннего сгорания: движок служит дольше, так как из-за большего октанового числа газ дольше сгорает, что приводит к отсутствию детонации и уменьшает общую нагрузку на ДВС. Его ресурс увеличивается за счет более равномерного смешивания газа с воздухом в газобаллонном оборудовании, сохранения смазочной пленки на стенках цилиндров, отсутствия загрязнений и сжижения масла;
- природному газу присущи высокие «антивзрывные» свойства, он создает хорошие условия для смесеобразования, обладает широкими пределами воспламенения в смеси с воздухом;
- первые ДВС создавались для работы на газе;
- газ дешевле, чем жидкие виды топлива: так, по состоянию на 20.января 2018 года Аи92 на АЗС «Змей Горыныч» стоил 37 р./литр; Аи 95 – 40 р./литр; ДТ – от 33,2 до 39, 2 р./литр, газ – 19,9 р./куб. метр. Что в 2 раза дешевле. При этом стоимость переоборудования автомобиля составляет от 60 до 90 000 р., но оно окупается примерно за год при пробеге в 15 000 км.;
- более высокая экологичность в сравнении с жидкими видами топлива: на 65% меньше выбросов оксидов азота и на 80% - твердых частиц, чем у дизельного движка.;
- повышенная мобильность: переоборудовав автомобиль, можно и дальше пользоваться основными видами топлива, чередуя его с газовым, увеличивая максимальный пробег в разы. В дальних автопутешествиях это убережет вас от некачественного бензина;
- газ пожаробезопасен: баллоны с газом взрываются крайне редко. Правильно установленное оборудование известных производителей, своевременные ТО практически исключают несчастные случаи. Баллоны, изготовленные из специальных материалов, снабжены клапанами безопасности, их располагают в машине так, чтобы исключить возможность повреждения при аварии, меркаптаны («вонючки») в газовой смеси позволяют вовремя учуять утечку.
«Змей Горыныч» заметил:
У кого с газовым топливом «срослось», обязательно переоборудует свои последующие автомобили!
Минусы:
- газозаправочных станций в России не так много, как хотелось бы: более высокие требования по безопасности ГАЗС, сложная организация транспортировки и хранения газа, более медленная заправка газом в сравнении с бензином, большее внимание при креплении оборудования – вот лишь неполный перечень причин. Недостаточно профессиональных компаний, устанавливающих и обслуживающих газозаправочное оборудование;
- ухудшается мощность (на 10-15%) и динамические характеристики автомобиля (снижение максимальной скорости на 5-6%);
- не используется при температуре ниже и 10°С (сжижается и перестает попадать в систему),нужно беречь от перегрева и прямых лучей солнца (чревато разгерметизацией);
- увеличение веса машины и уменьшение объемов «багажника»: +60 кг к массе авто, - 40 л от багажного отделения . Баллоны за спинкой сидений исключат перевозки дальномерных грузов;
- опасность утечки газа: при малейшем подозрении необходимо протестировать герметичность всех элементов оборудования и устранить проблему. Отдельное внимание - крепежу баллона, при ослабленном возрастает вероятность разрыва газопровода.
Важные правила!
- не заправляйте установку бытовым газом,
- следите за максимальным давлением в баллоне,
- соблюдайте рекомендации специалистов.
Аргументы для перехода на «газ»: большой пробег автомобиля и достаточное количество ГАЗС в вашем регионе.
А вы знаете, что…?
«Горыныч» выяснил, что в середине прошлого века в СССР освоили производство газобаллонных автомобилей. Несколько лет пара-тройка тысяч машин на сжатом природном газе ездили по Украине и Поволжью – в то время наиболее газифицированным районам страны. Но дальше этого не пошло: газа добывали маловато, общий уровень газоснабжения был недостаточен. Однако начальный уровень газоснабжения и относительно малый в то время объем добычи газа не позволили расширить применение газобаллонных автомобилей. Газ требовался и в других областях промышленности, а прироста добычи на тот момент не было. Тему свернули, изъяв работавшие на газу машины из оборота, производство таких авто прекратили.
Вопрос с добычей газа в настоящее время решен окончательно, что в корне меняет положение вещей. Единая Система газоснабжения густой сетью «опутала» европейскую часть РФ, Средней Азии, Приморья, Сахалина… Перспективы применения природного газа в качестве моторного топлива высоки как никогда. В США, Италии, Японии, Германии, Канаде , Нидерландах и других странах его пользуют вовсю – это экологично, при надлежащем подходе к установке оборудования и своевременных ТО - безопасно, практично и просто удобно.
Немного теории…
Известно три основных вида горючих газов – видов топлива для авто:
- Сжиженные нефтяные газы (СНГ):
Сжиженные нефтяные газы получают при добыче и переработке нефти (отсюда и название). Их жидкое состояние возможно при нормальных температурах ( от –20 °C до +20 °C) и небольших давлениях (1,0...2,0 МПа – 10...20 кгс/см2). Состоят из этана, пропана, бутана и непредельных углеводородов – этилена, пропилена, бутилена и их изомера. Оптимальны для работы на легковых авто, так как комплект оборудования для них весит от 40 до 60 кг. Баллона хватает примерно на 300 км пробега.
- Компримированные (сжатые) природные газы (КПГ):
В газообразном состоянии – при нормальных температурах и любых давлениях. К ним относят метан (основной компонент добываемых природных газов и биогаза – продукта брожения канализации), водород и пр.
Низкая объемная концентрация энергии – главный его недостаток (его теплота сгорания в 1000 раз меньше, чем у жидкого топлива). Поэтому его сжимают до высоких давлений в 20–25 МПа и более и помещают в специальные баллоны из углеродистых и легированных сталей. Их вес в незаполненном состоянии - более 100 кг. Используют в основном на грузовиках и автобусах.
- Сжиженные природные газы (СПГ):
Их состав и происхождение не отличаются от сжатых. Получают при охлаждении метана до минус 162 °C, для хранения необходима теплоизоляция (сосуды Дюара). Из-за повышения температуры в них в процессе работы способ используют при интенсивной эксплуатации транспортного средства и его хранении вне стен гаража, так как необходим периодический сброс давления (выброс порции газа).
Переоборудование для работы на сжиженном газе включает в себя:
- установку специальной криогенной емкости,
- установку небольшого испарителя, использующего тепло выпускных газов;
- монтаж газовой топливной аппаратуры, аналогичной для сжатых газов; затраты при этом больше в несколько раз.
Применяют его на автомобилях-рефрижераторах (газ используют в качестве хладагента для холодильников и кондиционеров).
Источники:
http://www.aif.ru/auto/support/44311
https://www.zr.ru/content/articles/906875-4-mifa-pro-sovremennoe-gazovoe/