Наверх Войти

Ликбез от «Горыныча»: газовое топливо, виды

Преимущества и минусы использования газа в качестве топлива

Рост автомобильного парка в России набирает обороты, вместе с ним возрастает и потребление жидкого топлива. Это влечет за собой истощение удобно расположенных нефтяных месторождений, приходится постоянно искать и осваивать новые, удаленные и труднодоступные. Что приводит к удорожанию сырья – сырой нефти и получаемых из нее нефтепродуктов.

Природный газ – отличная альтернатива жидкому моторному топливу. 

Преимущества его использования очевидны:

  • для его применения не требуется химической переработки;
  • натуральный природный газ в качестве моторного топлива превосходит нефтяное, обеспечивая высокие технико-экономические показатели в двигателе внутреннего сгорания: движок служит дольше, так как из-за большего октанового числа газ дольше сгорает, что приводит к отсутствию детонации и уменьшает общую нагрузку на ДВС. Его ресурс увеличивается за счет более равномерного смешивания газа с воздухом в газобаллонном оборудовании, сохранения смазочной пленки на стенках цилиндров, отсутствия загрязнений и сжижения масла;
  • природному газу присущи высокие «антивзрывные» свойства, он создает хорошие условия для смесеобразования, обладает широкими пределами воспламенения в смеси с воздухом;
  • первые ДВС создавались для работы на газе;
  • газ дешевле, чем жидкие виды топлива: так, по состоянию на 20.января 2018 года Аи92 на АЗС «Змей Горыныч» стоил 37 р./литр; Аи 95 – 40 р./литр; ДТ – от 33,2 до 39, 2 р./литр, газ – 19,9 р./куб. метр. Что в 2 раза дешевле. При этом стоимость переоборудования автомобиля составляет от 60 до 90 000 р., но оно окупается примерно за год при пробеге в 15 000 км.;
  • более высокая экологичность в сравнении с жидкими видами топлива: на 65% меньше выбросов оксидов азота и на 80% - твердых частиц, чем у дизельного движка.;
  • повышенная мобильность: переоборудовав автомобиль, можно и дальше пользоваться основными видами топлива, чередуя его с газовым, увеличивая максимальный пробег в разы. В дальних автопутешествиях это убережет вас от некачественного бензина;
  • газ пожаробезопасен: баллоны с газом взрываются крайне редко. Правильно установленное оборудование известных производителей, своевременные ТО практически исключают несчастные случаи. Баллоны, изготовленные из специальных материалов, снабжены клапанами безопасности, их располагают в машине так, чтобы исключить возможность повреждения при аварии, меркаптаны («вонючки») в газовой смеси позволяют вовремя учуять утечку.

«Змей Горыныч» заметил:

У кого с газовым топливом «срослось», обязательно переоборудует свои последующие автомобили!

Минусы:

  • газозаправочных станций в России не так много, как хотелось бы: более высокие требования по безопасности ГАЗС, сложная организация транспортировки и хранения газа, более медленная заправка газом в сравнении с бензином, большее внимание при креплении оборудования – вот лишь неполный перечень причин. Недостаточно профессиональных компаний, устанавливающих и обслуживающих газозаправочное оборудование;
  • ухудшается мощность (на 10-15%) и динамические характеристики автомобиля (снижение максимальной скорости на 5-6%);
  • не используется при температуре ниже и 10°С (сжижается и перестает попадать в систему),нужно беречь от перегрева и прямых лучей солнца (чревато разгерметизацией);
  • увеличение веса машины и уменьшение объемов «багажника»: +60 кг к массе авто, - 40 л от багажного отделения . Баллоны за спинкой сидений исключат перевозки дальномерных грузов;
  • опасность утечки газа: при малейшем подозрении необходимо протестировать герметичность всех элементов оборудования и устранить проблему. Отдельное внимание - крепежу баллона, при ослабленном возрастает вероятность разрыва газопровода.

Важные правила!

  • не заправляйте установку бытовым газом,
  • следите за максимальным давлением в баллоне,
  • соблюдайте рекомендации специалистов.

Аргументы для перехода на «газ»: большой пробег автомобиля и достаточное количество ГАЗС в вашем регионе.

А вы знаете, что…?

«Горыныч» выяснил, что в середине прошлого века в СССР освоили производство газобаллонных автомобилей. Несколько лет пара-тройка тысяч машин на сжатом природном газе ездили по Украине и Поволжью – в то время наиболее газифицированным районам страны. Но дальше этого не пошло: газа добывали маловато, общий уровень газоснабжения был недостаточен. Однако начальный уровень газоснабжения и относительно малый в то время объем добычи газа не позволили расширить применение газобаллонных автомобилей. Газ требовался и в других областях промышленности, а прироста добычи на тот момент не было. Тему свернули, изъяв работавшие на газу машины из оборота, производство таких авто прекратили.

Вопрос с добычей газа в настоящее время решен окончательно, что в корне меняет положение вещей. Единая Система газоснабжения густой сетью «опутала» европейскую часть РФ, Средней Азии, Приморья, Сахалина… Перспективы применения природного газа в качестве моторного топлива высоки как никогда. В США, Италии, Японии, Германии, Канаде , Нидерландах и других странах его пользуют вовсю – это экологично, при надлежащем подходе к установке оборудования и своевременных ТО - безопасно, практично и просто удобно.

Немного теории…

Известно три основных вида горючих газов – видов топлива для авто:

  1. Сжиженные нефтяные газы (СНГ):

Сжиженные нефтяные газы получают при добыче и переработке нефти (отсюда и название). Их жидкое состояние возможно при нормальных температурах ( от –20 °C до +20 °C) и небольших давлениях (1,0...2,0 МПа – 10...20 кгс/см2). Состоят из этана, пропана, бутана и непредельных углеводородов – этилена, пропилена, бутилена и их изомера. Оптимальны для работы на легковых авто, так как комплект оборудования для них весит от 40 до 60 кг. Баллона хватает примерно на 300 км пробега.

  1. Компримированные (сжатые) природные газы (КПГ):

В газообразном состоянии – при нормальных температурах и любых давлениях. К ним относят метан (основной компонент добываемых природных газов и биогаза – продукта брожения канализации), водород и пр.

Низкая объемная концентрация энергии – главный его недостаток (его теплота сгорания в 1000 раз меньше, чем у жидкого топлива). Поэтому его сжимают до высоких давлений в 20–25 МПа и более и помещают в специальные баллоны из углеродистых и легированных сталей. Их вес в незаполненном состоянии - более 100 кг. Используют в основном на грузовиках и автобусах.

  1. Сжиженные природные газы (СПГ):

Их состав и происхождение не отличаются от сжатых. Получают при охлаждении метана до минус 162 °C, для хранения необходима теплоизоляция (сосуды Дюара). Из-за повышения температуры в них в процессе работы способ используют при интенсивной эксплуатации транспортного средства и его хранении вне стен гаража, так как необходим периодический сброс давления (выброс порции газа).

Переоборудование для работы на сжиженном газе включает в себя:

  • установку специальной криогенной емкости,
  • установку небольшого испарителя, использующего тепло выпускных газов;
  • монтаж газовой топливной аппаратуры, аналогичной для сжатых газов; затраты при этом больше в несколько раз.

Применяют его на автомобилях-рефрижераторах (газ используют в качестве хладагента для холодильников и кондиционеров).

Источники:

http://www.aif.ru/auto/support/44311

https://www.zr.ru/content/articles/906875-4-mifa-pro-sovremennoe-gazovoe/

Другие новости

Заполните
форму
Отправляя заявку Вы соглашаетесь
с политикой о конфиденциальности