Наверх Войти

«Змей Горыныч» попытался разобраться:
Поддержит ли экономику России перенос уплаты акциза на АЗС?

По мнению Ильи Мороза, генерального директора НП «СПТР», такое перераспределение налогового бремени окажет исключительно положительное влияние на российскую промышленность, сельское хозяйство и ТЭК. Он также уверен: риски ухода АЗС от налогов преувеличены.

Напомним, что глава «Роснефти» Игорь Сечин попросил президента Владимира Путина поручить правительству перенести уплату акцизов с производителей нефтепродуктов (нефтеперерабатывающих заводов, НПЗ) на АЗС. Об этом говорится в его письме от 29 ноября 2017 года — у РБК есть копия, чью подлинность подтвердил федеральный чиновник.На письме стоит резолюция Путина: «Новаку А.В. (министр энергетики. — РБК), Силуанову А.Г. (министр финансов. — РБК) доложить согласованную позицию».Сечин уже больше года предлагает разные способы поддержки нефтепереработки. Но перенесение акцизов на АЗС появилось в списке предложений впервые. 

По  данным  ФАС  России,  65% конечной цены автотоплива – доля налогов. Это выше, чем в США и странах Западной Европы.   Необходимость финансирования дорожной инфраструктуры  привела к тому, что в последние годы акцизы на топливо повысились в несколько раз, вместо того, чтобы уменьшиться для  компенсации  снижения  экспортных  пошлин.  По мнению И. Морозова, это веское основание для переноса уплаты акциза с топлива на АЗС. Раз их направляют на ремонт и дорожное строительство, то и собирать их было бы логично с топлива, потребляемого на дорогах (т.е.  на АЗС), а не с топлива сельхозтехники, карьерной и горнодобывающей, дизельных электростанций, тепловозов и водного транспорта. 

Илья Мороз также объясняет целесообразность переноса уплаты акцизов на АЗС двумя странностями, с ними связанными:

  • НДС, как известно, начисляется на цену товара, которая уже включает в себя акциз. Что означает уплату налога с налога же. Раньше это в глаза не бросалось, но когда ставка акциза на бензин достигла 11213 р/т, переплата за счет такого «двойного» налогообложения  составила уже  2018 р./тонну;
  • Акциз для покупателей нефтепродуктов существует еще до производства самого товара.  На бирже топливо торгуется с отгрузкой в  течение 1 месяца сделки, при этом в его цену уже входит акциз и НДС. Покупая бензин, участник рынка авансирует примерно треть его рыночной цены товара.  Однако закупленный бензин еще не произведен, а реализован на АЗС будет лишь через 2–3 месяца после сделки.  Но  покупатель  уже несет  необоснованные  издержки, авансируя акциза в момент покупки товара. 

Глава НП «СПТР» уверен в позитивных тенденциях такого перераспределения налогов:

  • плюс для АЗС:  это  бесплатная  кредитная линия (организация покупает топливо без акциза, продает  его  уже  с  акцизом, в  конце  налогового  периода уплачивать акциз в бюджет);- плюс для трейдеров: закупка того же объема товара на бирже с сокращением объема кредитной линии на треть или приобретение топлива в количестве, большем в три раза с сохранением объема кредитной линии. Вырастут коммерческие  запасы  нефтепродуктов  на российском рынке – сгладятся ценовые колебания;
  • плюс для сетевых АЗС: сокращение операционных издержек до 2 р./л, что стабилизирует розничные цены. 

Илья Мороз считает, что преувеличены трудности с администрированием взимания акцизов с АЗС и риски ухода заправок от налогов. Кассовые аппараты он-лайн, оплата по безналу позволит решить вопросы, с ними связанные, без особых финансовых затрат и расширения штата. И. Морозов видит в этом решении более справедливое распределение налоговой нагрузки между  сегментами  топливного  рынка.  

Но существует и  ряд противоположных точек зрения участников рынка и экспертов на данный вопрос.

Так, по мнению аналитика АКРА Василия Тануркова, сейчас «Роснефть» платит акцизы со всего объема продаж на внутреннем рынке, но если ее инициативу поддержат, налоги на топливо, которое компания продает оптом, станут платить его покупатели — владельцы независимых АЗС.  А это порядка 140 млрд.рублей. При этом оптовые цены для АЗС на оптовом уровне не останутся, придется увеличить розничную цену бензина на 9-10 рублей, иначе начнутся массовые банкротства АЗС. 

Аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук считает, что «Роснефть» теоретически может снизить оптовые цены для АЗС, но не на размер акциза, а, например, на 80%, таким образом увеличив маржу своих заводов. Даже это при неизменных розничных ценах может спровоцировать банкротства частных автозаправочных сетей, которые и сейчас работают с маржой всего около 10% , зарабатывая при этом 3–5 руб. на литре бензина. Вывод эксперта: при данном раскладе АЗС фактически будут оплачивать модернизацию НПЗ.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша уверен: перенос уплаты акцизов на АЗС приведет к проблемам с пополнением бюджета и дорожных фондов.  В начале 2000-х годов Министерство по налогам и сборам уже пыталось переложить акцизы на АЗС, но через полгода отказалось от этой схемы: АЗС всячески ходили от уплаты налогов. Администрировать 28 заводов или 20 тыс. заправок — большая разница. Поэтому у предложения «Роснефти» нет перспектив. 

По данным Росстата, в 2017 году цены на бензин АИ-92 и АИ-95 в России выросли на 7,7 и 7%, до 38,01 и 41,09 рублей за литр, соответственно. При этом инфляция достигла 2,5%. Составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра - порядка 65%. В этом году акцизы вновь вырастут. Из-за роста мировых цен на нефтепродукты экспортировать из России бензин и дизтопливо сейчас выгоднее, чем продавать на внутреннем рынке.

Вывод: в 2018 году цены на топливо продолжат рост и без переноса акцизов на АЗС (по мнению Михаила Турукалова, ген. директора «Аналитики товарных рынков).

Не одобряет предложения «Роснефти» и Минфин: порядка 30% нефтепродуктов не реализуется через розничную сеть. Контролировать их движение без акцизов будет невозможно, что приведет к увеличению нелегального оборота этих товаров. 

С мнением  гендиректора АО «Саханефтегазсбыт» Игоря Никитина по данному вопросу можно ознакомиться по ссылке: http://www.1sn.ru/205181.html

(Обзорная статья подготовлена по материалам обзоров НА «Аналитика товарных рынков» и https://www.vedomosti.ru/business/news/2018/01/24/748786-sechin-poprosil-putina-perenesti-uplatu-aktsizov-s-npz-na-zapravki)

Другие новости

Заполните
форму
Отправляя заявку Вы соглашаетесь
с политикой о конфиденциальности