Наверх Войти

Аналитика от «Горыныча»

Весна: грядет дефицит бензина?

Товарного бензина в России производится немногим больше, чем потребляется. ФАС пытается предотвратить его дефицит на внутреннем рынке, всевозможными способами влияя на сокращение вывоза бензина из страны. Однако реально решить проблему нехватки бензина может лишь увеличение собственного производства. 

 

Экспорт себе во вред?

ФАС официально предостерегает компанию "Сургутнефтегаз" SNGS от экспорта топлива. Намерение предприятия поставлять товарный бензин за рубеж при одновременном неудовлетворении внутреннего спроса на этот товар вызывает серьезные опасения.

Конкретика:

  • Февраль 2018 года -  на 13% снижаются "объемы реализации автомобильного бензина «Сургутнефтегазом» на Петербургской товарно-сырьевой бирже в сравнении с январем.
  • Плюс предприятие заявляет об участии в тендере на поставку за рубеж автомобильного бензина класса «Евро 5» объемом  до 160 тысяч тонн. Топливо произведено НПЗ "Киришинефтеоргсинтез";
  • Начало экспорта – в апреле-июне 2018 года – в самый «час-пик» автомобильного сезона в России. 
  • Дабы минимизировать издержки на транспортировку, поставку «Евро 5» планируют осуществлять с единственного нефтеперерабатывающего предприятия "Сургутнефтегаза" в Ленинградской области, расположенного рядом с российскими экспортными терминалами на Балтике. 
  • "Киришинефтеоргсинтез"  - единственный крупный НПЗ на северо-западе России.  Завод по переработке газового конденсата в Усть-Луге производит только прямогонный бензин, ориентирован исключительно на экспорт.
  • Начать производство товарного бензина класса 5 "Сургутнефтегаз" смог только в прошлом году, чему предшествовала серьезная модернизация производства.

Четырехсторонние соглашения: первые и отстающие

Четырехсторонние соглашения – специальные договоренности о модернизации 12-ю крупными компаниями своих НПЗ с целью улучшения качества продукции и удовлетворения потребностей в топливе внутреннего рынка страны. Заключены в 2011 году ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом и крупными российскими нефтяниками.Изначально модернизация должна была завершиться в 2015 году, но ряд компаний не успевали уложиться в срок, из-за чего «дедлайн» перенесли на 2020 год.

2016 год – ФАС «рапортует» о выполнении нефтяниками плана модернизации НПЗ в рамках договоренностей. С 1 июля 2016 года – осуществлен переход на использование моторного топлива экологического класса 5 (аналога «ЕВРО 5»). С одновременным запрещением оборота топлива более низкого класса.

Лидер модернизации  - компания "Лукойл", начавшая выпуск  соответствующего топлива еще в 2012 году. Но  обязательства по модернизации в оговоренные сроки выполнили не все, что помешало увеличить объемы выпуска товарного бензина. Отстающие - "Сургутнефтегаз", "Роснефть" и ряд независимых нефтяников.

И на старуху бывает проруха

В середине прошлого года консалтинговые компании спрогнозировали, что в ближайшие месяцы модернизированные российские НПЗ должны были настолько  увеличить выпуск нефтепродуктов, что в 2018 году в России образуется профицит  товарного бензина  аж до  10 млн. тонн. При этом  ожидалось значительное снижение спроса на автомобильный бензин в России из-за кризисных явлений в экономике. Однако эксперты просчитались.

По данным «Ассоциации европейского бизнеса» (АЕБ), с марта 2017 года в России значительно возросло количество купленных автомобилей – такого роста продаж машин не наблюдалось с 2012 года. Соответственно, увеличился спрос на бензин. В декабре 2017 года на него резко поднялись цены. Причины -  сокращение производства топлива осенью и ожидание роста цен с нового года в связи повышением акцизов. Чтобы контролировать ситуацию и увеличить предложение бензина на внутреннем рынке, ФАС и Минэнерго были вынуждены предпринять экстренные меры. В начале года ажиотаж прекратился, цены начали снижать. Но угроза возникновения дефицита и резкого подорожания топлива окончательно не снята: баланс спроса и предложения на внутреннем рынке оставляет желать лучшего.

Производство бензина не растет?

  • 546, 7 добыча млн. тонн – составила нефти в России в 2017 году. 
  • 279,5 млн тонн  - было направлено на переработку внутри страны. 
  • На 0,8%  - увеличился выпуск дизельного топлива, что значительно превышает потребности внутреннего рынка.

Больше половины его экспортируется за рубеж, так  как российский «дизель»  полностью соответствует европейским стандартам.

С бензином все не так.

Чтобы выпускать вый бензина класса 5 из российской нефти, общей модернизации недостаточно. Требуется создание современных мощностей, ориентированных на его производство. Эффективность же необходимых инвестиций сомнительна:  регуляторы  сдерживают цены на моторное топливо на внутреннем рынке.

На 1,8% (0,7 млн. тонн)  - сократился выпуск товарного бензина из-за снижения спроса на него внутреннем рынке в силу кризисных явлений. На сегодня российские НПЗ выпускают бензин в достаточном количестве для удовлетворения внутренних потребностей, но профицит предложения невелик. Технические ограничения НПЗ не позволят  резко нарастить производство топлива во время пикового спроса. Тем самым "Сургутнефтегаз" показывает неудачный пример , последовав которому, нефтеперерабатывающие компании рискуют создать нехватку товарного бензина на внутреннем рынке страны в период, когда он особенно актуален . Дефицит топлива вызовет ажиотажный спрос, что повлечет очередной скачок цен, и регуляторы снова будут принимать экстренные меры.


Надежда умирает последней?

Только два предприятия в России способны увеличить спрос товарного бензина на внутреннем рынке страны:

  • «TATN ТАНЕКО» (владелец – «Татнефть»);
  • Антипинский НПЗ (входит в группу "Новый поток").

Это предприятия-лидеры среди российских НПЗ по глубине переработки нефти (достигает 98%), но выпускать товарный бензин они пока не способны.

В начале 2018 года были запущены две технологические установки – изомеризации и гидроочистки нафти – на заводе «ТАНЕКО», что позволит выпускать компоненты высокооктанового бензина класса 5. Но неизвестны окончательные сроки начала производства конечного продукта. «Татнефть» и «ТАНЕКО» обещают все сделать в этом году. 

15 марта 2018 года пресс-служба "Нового потока" сообщила о завершении монтажа установки, на которой будет выпускаться высокооктановый бензин марок «АИ-92» и «АИ-95» стандарта «ЕВРО 5». Начало производства запланировано на второй квартал 2018 года, сразу же после завершения пуско-наладочных работ. Планируется, что Антипинский НПЗ сможет выпускать более 1 млн. тонн товарного бензина в год, что поможет решить проблему его дефицита даже в автомобильный сезон.

Источники: АЭИ «Прайм»: https://1prime.ru/articles/20180321/828627797-print.html
Независимое агентство «Аналитика товарных рынков»: http://na-atr.ru/

 

Другие новости

Заполните
форму
Отправляя заявку Вы соглашаетесь
с политикой о конфиденциальности