1. А Вы знали, что АЗС бывают разными по «конструктиву». Заправки делятся на стационарные, контейнерные, передвижные, автоматические, газовые (АГЗС). А еще АЗС бывают подземные и наземные (по способу размещения резервуаров). Количество ТРК (топливораздаточных колонок) на каждой конкретной заправке зависит:
- от проектной мощности АЗС;
- объема резервуаров для топлива;
- среднего времени заправки одного автомобиля.
2. Существуют минимальные расстояния-нормативы удаленности АЗС от конкретных объектов:
15-25 метров — до промышленных предприятий;
25-80 метров — до жилых и общественных зданий;
12-20 метров — до автодорог I, II и III категорий;
9-12 метров — до автодорог IV и V категорий.
3. АЗС строят так, чтобы исключить возможность протечки на территории при аварийном разливе топлива. Для чего на въезде и выезде устраивают специальные дренажные лотки. Их задача — отводить загрязненные нефтепродуктами осадки в очистные сооружения.
4. Современная АЗС — это «герметичная» замкнутая система, где минимизирован человеческий фактор. Все оборудование опломбировано, и персонал АЗС не имеет доступа к его настройкам. При этом ручная корректировка данных или отчетности практически исключена.
5. Процесс приемки и слива топлива выглядит в общих чертах так. Ежедневно на АЗС приезжает опломбированный бензовоз с партией топлива. При его приеме оператор действует по строгому алгоритму:
- сверяет пломбы;
- проверяет плотность и температуру, внешний вид топлива после вскрытия цистерны;
- визуально осматривает продукцию на отсутствие механических примесей;
- сверяет параметры с данными паспорта качества в сопроводительной документации.
Перед сливом бензовоза оператор отбирает арбитражные пробы каждой прибывшей партии. Их хранят в опечатанном контейнере до полной реализации партий.
Привезенное топливо сливают в резервуары под землей. Для каждого вида топлива предусмотрен отдельный резервуар плюс еще один аварийный. Они маркированы и хорошо освещены, что исключает путаницу с видами топлива. Шланги для слива бензина и дизеля отличаются цветом и диаметром.
6. Свой паспорт качества есть у каждой партии топлива. Он обычно висит в уголке потребителя на АЗС в открытом доступе.
Там прописаны:
- вид топлива;
- откуда оно прибыло;
- все основные параметры горючего в соответствии с ГОСТ.
7. Отсутствие воды в резервуаре проверяют с помощью палки - метроштока. Его намазывают водочувствительной пастой, погружают в резервуар. Паста кардинально поменяла цвет? Вода в топливе есть.
Есть и более современные методы. На дне каждого резервуара устанавливают датчик, который фиксирует изменение плотности содержимого. Средняя плотность бензина - 740 кг/м3, Дт - 830 кг/м3. Плотность воды - 1000 кг/м3. Она тяжелее горючего и всегда опускается на дно, где ее и обнаруживает датчик.
Метрошток или датчик зафиксировал наличие воды? Реализация топлива из этого резервуара будет сразу же прекращена.
Датчики в резервуарах вообще штука полезная. Именно они позволяют измерить объем и температуру топлива.
8. Оборудование АЗС регулярно поверяет и маркирует Центр стандартизации и метрологии. На маркировке можно увидеть дату последней поверки. Ежемесячная проверка каждой ТРК на точность налива топлива проводится сервисной организацией. Ежедневный контроль точности поручается непосредственно сотрудникам каждой конкретной АЗС.
Все колонки пломбируются государственными поверителями. У персонала заправок нет доступа к регулировкам колонок. Это высокотехнологичное оборудование со сложным программным обеспечением, рассчитанным на исключительно профессиональное управление.
9. Мерник для топлива — специальный прибор, сертифицированный и опломбированный поверителем. Используется для проверки точности налива. Допустимая «погрешность»: +/- 25-50 миллилитров на 10 литров в зависимости от температуры. Любой клиент АЗС имеет право попросить проверить точность налива с помощью этого прибора. Для этого из него и из пистолета выливаются остатки топлива. Затем через него проливается 10 литров топлива. По шкале можно понять, сколько точно налито и какое отклонение.
10. Сделать так, чтобы колонка работала неправильно, нельзя. Но ее можно сломать. Чаще всего это происходит, когда автолюбители забывают вынуть пистолет из лючка и, отъезжая, вырывают шланг. Или слишком сильно вытягивают шланг, чтобы, к примеру, заправить канистру в багажнике. При повреждении пистолета при следующей заправке система газовозврата будет закачивать поступающее топливо обратно. При этом счетчик на колонке крутится, а топливо из пистолета не льется. Чтобы этого избежать, не надо вытягивать шланг колонки на длину, для этого не предназначенную.
Если Вы вдруг повредили пистолет, просто сообщите об этом персоналу, и ТРК закроют для ремонта. Обычно со стороны АЗС никаких санкций не следует.
Источники:
Источник 1
Источник 2